Программа ФЛЕГ II, которая финансировалась Европейским Союзом, завершила свою работу в феврале 2017 г. Узнайте о Программе и ее результатах, прочитайте финальные отчеты или свяжитесь с нами.

Программа, которая финансируется Австрийским агентством развития, завершилась в декабре 2017 г. Узнайте о Программе и ее результатах, прочитайте финальные отчеты или свяжитесь с нами.

 
11/08/2015

ОТЧЕТ: Методика оценки качества управления лесами в субъектах РФ

В 2012 г. в Российской Федерации успешно прошла апробацию методика ФАО- ПРОФОР[1], по диагностике управления в лесном секторе разработанная международной группой экспертов, включавшей представителей Рослесхоза.  Апробация методики позволила выявить ключевые аспекты лесоуправления, которые стали предметом особого внимания органов управления. Проведенные исследования  ставили целью проведение оценки качества управления лесами на уровне всей страны в целом. Однако, в условиях децентрализации управления лесами, важное значение имеет качество управления лесами в отдельных субъектах РФ, которым Лесной кодекс РФ 2007 г. делегировал основные полномочия в этой сфере. Ряд участников апробации рамочной методики, выразили пожелание о необходимости ее адаптации к оценке качества лесоуправления в субъекте РФ

Программой ФЛЕГ-2 проведена   адаптация методики, использовавшейся для оценки качества управления в стране  для оценки  качества управления лесами в отдельных субъектах РФ. Составлен новый сокращенный опросник. В данной публикации представлена методика работы по оценке качества управления лесами в субъекте РФ. Опрос по данной методике запланирован на вторую половину 2015-2016 г.г.

Методология диагностики качества лесоуправления по методике ФАО- ПРОФОР, адаптированной для целей использования на уровне субъекта Российской Федерации, состоит из последовательной реализации 5 основных этапов процесса: формирования экспертной группы, предварительного опроса участников экспертной группы, обработки результатов предварительного опроса, проведении открытого обсуждения, оформления результатов.

В материале приведено детальное наполнение для каждого этапа.

Показано, что роль экспертов, принимающих то или иное суждение, является ключевой, поэтому, для того, чтобы минимизировать риски субъективных оценок необходимо тщательно подойти к формированию экспертной группы. Участники экспертной группы выбираются, исходя из того, что они обладают необходимыми теоретическими и практическими знаниями в вопросах управления лесами и лесопользования. в экспертное сообщество, проводящее оценку качества управления лесами должны войти специалисты, представляющие видение основных групп участников лесных отношений в конкретном субъекте Российской Федерации: органы управления лесным хозяйством и администрации субъектов РФ;       лесной бизнес; лесные НПО; научное сообщество. Проведение предварительного опроса ограниченного числа участников экспертной группы организуется в целях подготовки открытого обсуждения. При этом основными задачами опроса являются: выявление мотивированного мнения экспертов и широты разброса оценок по различным аспектам системы управления в лесном секторе субъекта РФ; установление вопросов, которые одинаково оцениваются представителями различных групп участников лесных отношений; выявление вопросов, по которым существуют разные мнения и, которые необходимо обсудить на семинаре для выработки оценки на основе консенсуса. В качестве инструмента опроса используется анкета-вопросник экспресс-методики оценки качества лесоуправления. На основе имеющегося опыта, рекомендовано три основных метода проведения опроса: 1)Интервьюирование «лицом к лицу»; 2) Персональное анкетирование; 3) Анонимное анкетирование через вебсайт.

Приведены достоинства и недостатки этих методов опроса.

Опыт реализации проекта «Диагностика качества управления лесным сектором Российской Федерации» показал, что рабочий семинар является наиболее эффективной формой открытого обсуждения результатов предварительного опроса и выработки согласованных оценок на основе консенсуса участвующих заинтересованных сторон. Только эта форма позволяет различным представителям гражданского общества, участникам лесных отношений, обменяться мнениями, согласовать общее видение по отдельным аспектам лесоуправления. Приведены рекомендации по проведению семинаров.

Разработан новый значительно сокращенный опросник. Он включает 50 вопросов по 3 категориям, согласующимся с методологией ПРОФОР:

БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1: ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА;

БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2: ПРОЦЕССЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ;

БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3: РЕАЛИЗАЦИЯ, ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ И СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОВ.

Опросник включает дополнительный перечень вопросов, содержащих показатели эффективности ведения лесного хозяйства, согласующиеся с оценками выполнения переданных полномочий субъектами РФ, применяемыми Рослесхозом.

 

[1] PROFOR - Программа Всемирного банка по лесам


ОТЧЕТ: Методика оценки качества управления лесами в субъектах РФ (1,702 kB)
Resume: Guidelines on assessing the quality of forest governance in Russian regions (406 kB)

    Подписаться на новости ФЛЕГ II

    * обязательно к заполнению
    Да, я хочу получать от ФЛЕГ II:
    На каком языке Вы хотели бы получать новости:
    Формат писем

    Подписаться на новости ФЛЕГ II

    * обязательно к заполнению
    Да, я хочу получать от ФЛЕГ II:
    На каком языке Вы хотели бы получать новости:
    Формат писем

EU-funded FLEG II Program has completed in February 2017. Learn more about the Program and its results, read the final reports, or contact us.

ADA-funded FLEG II Program has completed in December 2017. Learn more about the Program and its results, read the final reports, or contact us.

 
11/08/2015

Report: Guidelines on assessing the quality of forest governance in Russian regions

In 2012, the FAO-PROFOR[1] Framework for Assessing the Quality of Forest Governance was successfully tested in the Russian Federation; it had been designed and customized by an international team, including experts from the FFA. The testing enabled to identify key issues of forest governance and increase their visibility among the public authorities. The study was undertaken to assess the quality of forest governance at the national level. However, the decentralization of forest governance preconditions high importance of region-specific quality of forest administration because the Forest Code of the Russian Federation, adopted in 2007, delegates key powers in this area to Russian regions. Some participants of the testing exercise expressed interest in its adaptation for assessing the quality of forest governance at the level of a Russian region.

Under the FLEG II Program, experts from the World Bank adapted the tool, used to assess the quality of forest governance at the national level, to apply it for the same purpose but the level of a Russian region. They prepared a new, shorter questionnaire. This Report presents guidelines on how to assess the quality of forest governance in a Russian region. The questionnaire-based survey is scheduled for the second half of 2015/2016.

The diagnostic exercise of assessing the quality of forest governance will be based on the FAO-PROFOR Framework as customized for such assessments at the level of a Russian region and will consist of the following 5 steps: (i) putting together an expert/respondent group, (ii) conducting a preliminary survey of the group, (iii) processing of the preliminary survey results, (iv) holding an open discussion, and (v) documenting the results.

This Report contains a detailed substantive description of each step.

It is demonstrated that the role of the experts/respondents, adopting this or that judgement, is decisive; therefore, to minimize the risks of biased judgements, it is necessary to take a very thorough approach to selecting experts to be included in such an expert/respondent group. They will be selected on the basis of the following criteria: they should possess needed theoretical and practical knowledge of forest management and forest use; they should present the visions of the following key forest stakeholder groups in a given Russian region: regional governments, regional forest management authorities; timber business; forest NGOs; and forest research community. It is intended to hold a preliminary survey of a limited number of participants from the expert group to prepare for an open discussion. The main objectives of the survey are: to seek motivated opinions of the experts and identify the variation in assessments of different aspects of regional forest governance; to identify questions which yield the same responses from different stakeholder groups; to identify questions which are differently responded and are subject to discussion at the workshop to arrive at a consensus-based opinion. To conduct the survey, it is planned to use a questionnaire for rapid assessment of forest governance. Drawing on the experience gained earlier, it is recommended that the following three surveying methods should be applied: 1) face-to-face interviews; 2) personal questionnaire-based surveys; and 3) anonymous questionnaire-based surveys through a web-site.

Strengths and weaknesses of these surveying methods are presented.

The experience of the Forest Governance Diagnostics Project in Russia shows that a workshop is the most appropriate format for an open discussion of preliminary survey results and arrival at consensus-based assessments of participating stakeholders. Only this format enables various representatives of civil society, forest stakeholders to share opinions and arrive at a shared vision of specific aspects of forest governance. The report presents recommendations on how to hold such workshops.

A new, significantly shortened questionnaire was designed. It includes 50 questions under 3 pillars, corresponding to those of the PROFOR Framework:

PILLAR 1: POLICY, LEGAL, REGULATORY AND INSTITUTIONAL FRAMEWORKS;

PILLAR 2: PLANNING AND DECISION-MAKING PROCESSES;

PILLAR 3: IMPLEMENTATION, ENFORCEMENT AND COMPLIANCE.

The questionnaire includes additional questions to be used as indicators of forest management performance, corresponding to the indicators, used by the FFA to evaluate the performance of Russian regions, executing the federal powers, delegated to them.

 

[1] PROFOR is the World Bank-based Program on Forests 


ОТЧЕТ: Методика оценки качества управления лесами в субъектах РФ (1,702 kB)
Resume: Guidelines on assessing the quality of forest governance in Russian regions (406 kB)

    Subscribe to FLEG II news

    * indicates required
    Yes, I would like to receive FLEG II ENPI (East):
    I would like to receive news updates in:
    Email Format

    Subscribe to FLEG II news

    * indicates required
    Yes, I would like to receive FLEG II ENPI (East):
    I would like to receive news updates in:
    Email Format